Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
ЭССЕэссе «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь» Я.А.Каменский В процессе обучения формируется человеческое сознание, взгляды, мировоззрения, убеждения. Сознание ученика, как главный двигатель развития личности, с давних пор привлекало внимание всех, кто средством образования пытался управлять людьми. Целостность становления черт культурного человека в процессе обучения определяется тем, насколько целостен, органичен весь учебный процесс. Девять лет работы убедили меня в том, что успех в обучении и воспитании обеспечивает, не только следованием, заложенным в УМК методическим системам, но и творческим подходом к их реализации, позволяющими на деле сформировать у обучаемых потребность учиться, умение рационально работать, развивать их мыслительные способности, речевую активность, проявлять творчество и самостоятельность в решении поставленных задач. Залогом успеха считаю взаимоотношения с детьми. Важно понять каждого, уметь видеть их глаза, не терять ход их мыслей, «шагать» вместе с ними, обучать, воспитывать каждым своим уроком, учить учащихся учиться, включать каждого в активную мыслительную и речевую деятельность, развивать их творческую инициативу. Вместе с детьми я радуюсь и удивляюсь, наблюдаю, воспринимаю, осмысливаю, анализирую, оцениваю, делаю выводы, подвожу итоги. На уроке мы — единое целое, заинтересованы и работоспособны, целенаправленно идем к решению поставленных задач. Пути решения их у нас зачастую нестандартны, что обеспечивает интерес в учении, высокую работоспособность и активность каждого, непосредственное общение учащихся на английском языке друг с другом, с учителем или с присутствующими на уроке, качество знаний, желание работать дома, творческую инициативу. Нестандартность бывает «чисто нашей», т. е. найденной мною и детьми, иногда же мы применяем приемы, рекомендуемые авторами УМК, но вносим в них «изюминку», что-то добавляем, например установку на выполнение заданий. Нестандартность не исключает, а предполагает четкую целенаправленность серии уроков и каждого из них, соблюдение методических требований, предъявляемых к ним. Основным материалом, подлежащим усвоению, является материал учебника, но работа с ним организуется так, что упражнения перестают быть упражнениями, а становятся речевой ситуацией и выполняются часто в форме игры, в том числе и ролевой, группами, парами, индивидуально или коллективно. Практика показала, что нестандартные формы и приемы работы наиболее действенны, так как при их применении учащиеся охотно и активно трудятся, легко, осмысленно и прочно усваивают материал и, главное, умеют им практически пользоваться. При этом они досконально изучают учебник, умеют «шагать» по нему вперед, назад, анализировать содержание упражнений и текстов, комбинировать материал, находить опоры для говорения и использовать их в своей творческой деятельности. Как же «нестандартность» урока и отдельных его этапов выглядит на деле? Вот несколько примеров. Каждый момент процесса обучения нуждается в выборе таких форм, приемов и методов, которые подходят к данной теме, к данному классу и, наконец, к данному учителю. Так как время учителя и учеников ограничено, необходимо определить приемы интенсификации, обеспечивающие более напряженный и производительный труд в единицу времени. Представьте себе настроение пятиклассников, которым в солнечный день, да еще на четвертом уроке учитель таинственно и слегка лукаво говорит: Today we will fly to the Space and known many interesting things, but you must remember it is very responsibility. Глаза детей загораются, появляются улыбки, они ждут установки, так как знают, что учимся, но учимся необычно, интересно, а значит, и с желанием. Вот и установка: полет в космос — дело ответственное. Ошибок и недочетов быть не должно. На самую отдаленную от Земли орбиту выйдут космонавты, абсолютно подготовленные и знающие, т. е. те ученики, которые в отличном темпе, с правильным произношением и интонацией ... прочитают текст «Комната моего друга» из книги для чтения (с. 94). Попасть на самую отдаленную от Земли орбиту хочется каждому, а потому — активное чтение вполголоса. Учитель же быстро рисует Землю и пять околоземных орбит. Итак, пять орбит — пять космонавтов. Желающие к доске! Их всегда больше. Оставшиеся на местах становятся членами приемной комиссии. О, как строга эта комиссия! Она замечает все недостатки в чтении: замедленный темп, неверную интонацию, неправильное произношение, грамматические ошибки и т. д. Текст «просверливается» глазами каждого, неработающих и безразличных нет! Члены комиссии высказывают свое мнение о качестве чтения каждого, обосновывают его и распределяют космонавтов по орбитам. Учитель же продолжает вести урок-фантазию. У каждого космонавта есть дублер — человек надежный, знающий, достойный своего друга (космонавтам предоставляется право выбора дублера). Вот уже пять пар уходят на совместную тренировку, во время которой космонавты готовят дублеров. Определяется время работы. Что же делать невыбранным, «ненадежным»? Их я объявляю обслуживающим персоналом и начинаю детально отрабатывать техническую сторону полета, т. е. работать над техникой чтения хором и индивидуально, над произношением, интонацией, скоростью чтения, проверяю понимание прочитанного. По истечении времени космонавты и дублеры вновь перед комиссией. Прекрасно читают дублеры, и за каждое их слово переживают космонавты. Комиссия распределяет по орбитам дублеров, учитель хвалит весь класс, выставляет оценки. На дом предлагается чтение текста, по качеству которого будет отобран международный экипаж. Следующий урок очень результативен. Доски украшаются аппликациями, сделанными детьми: Земля, космические корабли, ракеты. Техника чтения текста, прочитанного дома, отличная! Отдельные дублеры превзошли космонавтов. Весь класс — само внимание, ребята выделили лучших из лучших. Старались и трудились дома и в классе все. А, в общем, я выполнила задачу урока: развитие техники чтения. Нестандартные установки, приемы и формы работы использую на всех этапах обучения. Например, в V классе учеников следует познакомить со степенями сравнения имен прилагательных. Легко и быстро усваивают они массу прилагательных в положительной, сравнительной и превосходной степенях, если мы «отправляемся» в путешествие в незнакомую страну, где видим ... один город большой, другой больше, третий — самый большой, улицы в нем — одна широкая, другая шире, третья самая широкая, площади — красивая, красивее, самая красивая. Реки в этой стране разные: длинные, длиннее, самые длинные, а деревни — маленькие, меньше, самые маленькие. В таком предъявлении дети быстро понимают суть образования степеней сравнения, легко запоминают прилагательные, подлежащие усвоению. Об этой же поездке они слушают рассказ на английском языке. При этом их задача — наблюдать, определить суффиксы, сформулировать правило. Далее, как всегда, следуют интересные упражнения. Например: А теперь побывайте мысленно в любом городе планеты и скажите, что вы там увидели. Или: Остановитесь. Оглянитесь вокруг себя. Ищите! Сравнивайте! Важно, чтобы ребята поверили в свои силы. Мотивации учения должно быть не наказание и страх получить плохую оценку, а поощрение, похвала. Каждый ребенок для меня личность, достойная уважения. Поощрение, моральная поддержка, укрепление веры в собственные силы, доброжелательность - мои главные методы общения с детьми. Для себя я сделала следующие выводы: лишь увлеченный делом может увлечь других; научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к организации их деятельности. Надо помнить, что наше отношение передаётся детям Совершенствовать методику работы учителя, улучшать качество обучения можно только в том случае, если используются и обобщаются знания по психологии, методике иностранного языка, учитывается накопленный опыт обучения. В методической литературе и периодической печати пропагандируют все новые и новые методы и приемы обучения. Это очень хорошо. Однако, пропагандируя новые методы, некоторые авторы, чрезмерно увлекаясь ими, противопоставляют их традиционной методике. Это уже недопустимо. Нельзя забывать о том, что традиционный педагогический опыт - наше богатство, которое необходимо бережно сохранять, с уважением относиться к нему и максимально использовать в современных условиях. Только комбинируя различные методы: и традиционные, и «новые»,- учитель может добиться серьезных успехов в своей работе.
|
Поиск
Друзья сайта
|